|
Главная Аналитика Фармацевтический сектор Индии: страсти по НДС

Фармацевтический сектор Индии: страсти по НДС

E-mail Печать PDF

Относительно введения налога на добавленную стоимость (НДС) на лекарственные средства (ЛС) в Индии по сей день существует ряд разногласий и несоответствий. В ходе слушаний по этому вопросу в парламенте Индии в мае 2003 г. министр финансов Джасвант Сингх предостерег депутатов от ошибок при введении НДС и высказался в пользу имплементации новой системы налогообложения во всех штатах по сравнению с «мозаичной» схемой, а Уполномоченный комитет министров финансов штатов Индии объявил о том, что ставка НДС на ЛС, которую с апреля 2003 г. предлагалось установить в размере 12,5%, должна быть снижена до 4%. Кроме того, Комитет намерен рассмотреть вопрос о дополнительном сокращении ставки налога в отношении жизненно необходимых препаратов.

Решение Уполномоченного комитета о снижении ставки НДС на ЛС совпадает с позицией, которую занимает Индийский фармацевтический альянс (Indian Pharmaceutical Alliance — IPA), объединяющий ведущие индийские фармацевтические компании. Руководство IPA считает, что жизненно необходимые ЛС, перечень которых утвержден Законом об акцизно-таможенных тарифах и регламентирован Положением о контроле цен на лекарственные средства в Индии, должны облагаться НДС в размере 1%, а все остальные препараты — 4%.

По оценкам IPA, в случае принятия 4% ставки НДС в отношении ЛС снижение цен на них составит в среднем 1,03%. А по мнению генерального секретаря IPA, снижение цен на ЛС в разных штатах может составить от 3 до 6%. Таким образом, экономия средств потребителей, затрачиваемых ими на приобретение лекарств, может составить около 1,85 млрд индийских рупий (39,06 млн долл. США).

Для сравнения: по расчетам IPA, сделанным в марте 2003 г., — накануне планировавшегося на апрель введения НДС на ЛС в размере 12,5%, — уровень цен на медикаменты повысится на 7,12%, а дополнительные расходы граждан на приобретение лекарств составят около 12,82 млрд индийских рупий (270,68 млн долл. США). Именно тогда IPA обратился к Уполномоченному комитету министров финансов штатов с просьбой пересмотреть планируемый размер ставки НДС и снизить его до 4%, а для жизненно необходимых препаратов — до 1%. Тогда же IPA высказал опасения по поводу того, что значительная разница в цене между ЛС, которые выпускают добросовестные производители и с которых взимаются налоги, и препаратами, выпускаемыми нелегально, производители которых любыми путями стремятся избежать налогообложения, послужит дополнительным «стимулом» для производителей поддельной продукции, уже составляющей до 20% объема индийского фармацевтического рынка.

Для преодоления негативных последствий и финансовых потерь для правительств штатов в течение первых лет после введения НДС центральное правительство Индии запланировало возмещать местным бюджетам в течение первого года — 100% потерь, второго — 75% и третьего — 50% (хотя некоторые штаты отклонили это предложение центральных органов власти, продолжая настаивать на полной компенсации своих финансовых потерь).

До сих пор не принято окончательного решения по поводу того, по каким критериям следует включать препараты в категорию жизненно необходимых для их соответствующей дифференцировки в отношении ставки НДС. Однако по твердому убеждению Уполномоченного комитета, перечень таких препаратов должен быть универсальным и единым для всех штатов. Сегодня в Индии действует перечень жизненно необходимых препаратов зарубежного производства, согласно которому предоставляются льготы в отношении ввозных пошлин, но представители IPA настаивают на необходимости введения льготного налогообложения также в отношении ЛС, произведенных внутри страны. По мнению генерального секретаря IPA Дилипа Шаха, фундаментом для создания единого перечня мог бы стать пятилетний план действий правительства, согласно которому определен ряд препаратов, используемых в рамках Национальной программы по здравоохранению.

Пока заинтересованные стороны продолжают поиск консенсуса, в І квартале 2003 г. объемы продаж на индийском рынке крупных западных фармацевтических компаний значительно снизились. В связи с неустановленными сроками и неразработанными механизмами имплементации новой системы налогообложения оптовые компании неохотно закупают у зарубежных поставщиков крупные партии товара. Стремясь к восстановлению позитивной динамики продаж и нормализации условий для ведения бизнеса, как внутренние, так и зарубежные операторы индийского фармацевтического рынка призывают власти как можно скорее принять четкое решение по вопросу введения НДС в отношении ЛС.

По материалам журнала «Scrip»