|
Главная Аналитика Поглощай и властвуй. Слияния и поглощения фармацевтических компаний — основная тенденция в международном фармацевтическом бизнесе конца 90-х годов

Поглощай и властвуй. Слияния и поглощения фармацевтических компаний — основная тенденция в международном фармацевтическом бизнесе конца 90-х годов

E-mail Печать PDF


Многочисленные слияния и поглощения компаний, произошедшие на мировом рынке лекарственных препаратов в 1999 г. — начале 2000 г., радикально изменили расстановку сил на фармацевтическом Олимпе.

Еще совсем недавно, до начала лавинообразного процесса объединения компаний, доля каждого из крупнейших производителей лекарственных препаратов, таких, как корпорации «Мерк Шарп и Доум», «Новартис», на мировом рынке не превышала 5%.

Однако ситуация в фармацевтическом бизнесе складывается таким образом, что только укрупнение может позволить компаниям выжить и развиваться в условиях жесткой конкуренции и увеличения расходов, направляемых на научные исследования и разработки. У некоторых компаний эти расходы превышают темпы роста объемов реализации.

По прогнозам большинства аналитиков, в ближайшие 5–10 лет в мировой фармации следует ожидать кризиса разработок — «жизненный цикл» ныне существующих лекарственных препаратов приближается к завершению, объемы их продаж постепенно снижаются, а научные лаборатории, принадлежащие компаниям-производителям, равно как и независимые биотехнологические фирмы, еще не в состоянии предложить рынку принципиально новые лекарственные средства. Кроме того, значительно возросли также расходы фармацевтических компаний, направляемые на научные исследования и разработки, например, если в 1976 г. такие расходы на один новый препарат составляли в среднем 125 млн долларов США, то в середине 90-х годов — около 300–500 млн долларов США. По данным обзора «Pharma — 2005» консалтинговой компании «PriceWaterhouseCoopers», при средней стоимости научных исследований и разработок 350 млн долларов США объем продаж нового лекарственного препарата в среднем по отрасли составляет 265 млн долларов США в год. В обзоре также упоминалось, что 90% новых лекарственных препаратов имеют объем продаж меньше чем 180 млн долларов США в год. Если расходы на научные исследования и разработки составят 500 млн долларов США на один лекарственный препарат, то при объеме реализации 265 млн долларов США в год и менее он просто не окупит затраты на его разработку.

Поэтому на окупаемость научных исследований в будущем, а значит, на полномасштабное их финансирование сегодня можно рассчитывать только в том случае, если объемы продаж готового лекарственного препарата будут очень большими. Высокая фрагментированность фармацевтических рынков мира в значительной мере препятствует достижению этой цели отдельной компанией. В поисках выхода из создавшейся ситуации участники рынка договариваются о совместном маркетинге, однако это только временное решение проблемы.

Отличительной особенностью 1999 г. стало относительно небольшое число новых активных субстанций, появившихся на мировом фармацевтическом рынке, — всего 32. Для сравнения, в 1998 г. на рынок внедрили 39, в 1997 г. — 47, в 1996 г. — 51 субстанцию, а в 1995, 1994 и 1993 гг. соответственно 39, 47 и 39 новых активных субстанций.

Только 8 из 32 новых активных субстанций, появившихся на мировом рынке в 1999 г., разработаны компаниями, вошедшими в число 10 наиболее крупных на сегодняшний день.

Компании, которые после завершения объединения войдут в корпорацию «Глаксо СмитКляйн», внедрили на рынок 4 новых препарата: Зиаген (абакавир), Лаймерикс (вакцина против болезни Лайма), Авандиа (розиглитазон), Реленза (занамивир), 2 новых препарата созданы и выведены на рынок компанией «Рош»: Тамифлу (оселтамивир) и Авишот (нафлодипил), по одному — компаниями «Авентис» — Синерцид (далфопристин + хинупристин) и «Мерк Шарп и Доум» — Виокс (рофекоксиб).

Таблица

Рейтинг 10 крупнейших фармацевтических компаний мира после завершения объединения компаний “Глаксо Веллком” и “СмитКляйн Бичем”, “Пфайзер” и “Уорнер Ламберт”1

Компания

Место

Доля рынка, %

“Глаксо СмитКляйн”

1-е

7,3

“Пфайзер” (+ “Уорнер Ламберт”)

2-е

6,7

“АстраЗенека”

3-е

4,6

“Авентис”

4-е

4,4

“Мерк Шарп и Доум”

5-е

4,4

“Новартис”

6-е

4,1

“Бристоль-Майерс Сквибб”

7-е

4,1

“Джонсон и Джонсон”

8-е

3,6

“Рош”

9-е

3,2

“Лилли”

10-е

3,1

Всего

45,5

? Рейтинг составлен на основе данных компании “IMS” по результатам объема реализации за 12 месяцев по состоянию на сентябрь 1999 года включительно.

Для внедрения новых лекарственных средств самым популярным является фармацевтический рынок США. Так, в 1999 г. в США на рынок было введено 10 препаратов, разработанных на основе новых активных субстанций, в Японии — 5, в Великобритании — 3.

Следует отметить также, что срок патентной защиты многих препаратов — лидеров по продажам — истекает и уже в ближайшие два-три года доля рынка, принадлежащая компаниям, которые их производят, уменьшится в результате появления на рынке препаратов-генериков. Очевидно, оптимальным решением данной проблемы является концентрация ресурсов в сфере исследований и объединение предлагаемых на рынке номенклатур продукции.

После завершения всех объединений картина мирового фармацевтического рынка значительно изменится (таблица).

Таким образом, доля мирового фармацевтического рынка 10 крупнейших фармацевтических компаний мира в 2000 г. составит 45,5% (по предварительным результатам объемов реализации объединяющихся компаний по состоянию на октябрь 1999 г.).

В 1996 г. показатель доли мирового фармацевтического рынка 10 крупнейших фармацевтических компаний составлял чуть более трети (34,8%). Все это говорит о стремительно продолжающейся концентрации мирового фармацевтического рынка.

Обзор по материалам журналов «Scrip», «IMS Health Global Services»
подготовил Виталий Усенко,
«SmithKline Beecham MTS Ukraine»