|
Главная Аналитика Страховое обеспечение лекарственных средств в Венгрии набирает новые обороты

Страховое обеспечение лекарственных средств в Венгрии набирает новые обороты

E-mail Печать PDF

Верховная Рада Украины приняла постановление об осуществлении политики государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. В этой связи интересен опыт нашего соседа — Венгрии, которая недавно предприняла новые шаги в отношении регулирования цен на лекарственные препараты и страхового возмещения их стоимости.

В Венгрии Государственное регулирование цен в области здравоохранения осуществляет Министерство здравоохранения, а административное управление — Национальный фонд страхования здоровья. Последний является финансово независимым от Министерства здравоохранения учреждением, хотя с момента его основания в 1992 г. постоянно работает в условиях дефицита денежных средств.

На потребности здравоохранения в Венгрии ежегодно выделяют 6–7% валового внутреннего продукта (ВВП). В 1999 г. в пересчете на душу населения на эти цели было выделено 300 долларов США. Средства, используемые для приобретения медикаментов, составляют существенную долю ВВП — 1,3–1,4% (25–30% общей суммы, выделяемой из государственного бюджета на потребности здравоохранения).

Население Венгрии активно пользуется услугами, предоставляемыми учреждениями национального здравоохранения. Например, каждый житель страны в течение года в среднем 15 раз посещает врача, тогда как жители Западной Европы и Северной Америки — 6 раз. Необходимо отметить, что население Венгрии неуклонно стареет. Около 20% (10 млн человек) жителей этой страны составляют лица старше 60 лет. Кроме того, у экспертов вызывает тревогу тот факт, что численность населения Венгрии начала сокращаться. В 1999 г. средняя продолжительность жизни мужчин составляла 66,5 года, женщин — 75 лет. К сожалению, уровень смертности венгерского населения от сердечно-сосудистых заболеваний является одним из самых высоких в мире.

В 1999 г. общий объем продаж лекарственных средств в Венгрии составил 200 млрд форинтов (800 млн долларов). При этом в аптечной сети было реализовано 80% препаратов, поступивших на фармацевтический рынок страны, остальная их часть (20%) была приобретена лечебными учреждениями. Доля безрецептурных препаратов, реализованных в аптечной сети Венгрии в 1999 г., составила 23% от общего объема продаж. Для сравнения: в развитых странах данный показатель достигает 30–40%. В настоящее время доля продаж безрецептурных препаратов в Венгрии имеет тенденцию к увеличению.

До либерализации рыночных отношений в Венгрии объем продаж лекарственных средств зарубежных фармацевтических компаний не превышал 20% от общего объема продаж, в 1999 г. их доля увеличилась до 70%. При этом средняя цена лекарственного средства венгерского производства составила 1,3 доллара США, импортного — 5,3 доллара США. До 60% произведенных и реализованных в Венгрии препаратов являются генериками, до 40% — лицензионными и только 8–10% — брендами производства венгерских фармацевтических компаний.

Практически все крупные венгерские фармацевтические предприятия в настоящее время приватизированы, а их акции сегодня доступны на фондовой бирже в Будапеште. В 1996 г. компания «Бристоль-Майерс Сквибб» приобрела компанию «ISN Хунгари» (бывшая «Алкалоида»), которая специализировалась на производстве генерических препаратов и витаминов. Кроме того, зарубежные производители выкупили большую часть акций таких фармацевтических фирм, как «Хиноин», «Эгис», «Биогал» и «Хьюман». В последние годы были также приватизированы компании, осуществляющие оптовую и розничную продажу лекарственных средств. На сегодняшний день в Венгрии около 50 компаний специализируются на оптовой продаже лекарственных средств, однако только 8 из них имеют значительный товарооборот.

Около трети произведенных венгерскими фармацевтическими компаниями лекарственных средств экспортируется за рубеж, главным образом в развивающиеся страны и республики бывшего социалистического лагеря.

В Венгрии функционирует система возмещения стоимости лекарственных препаратов, которая находится в административном управлении Национального фонда страхования здоровья и контролируется Министерством здравоохранения. На основании представления Министерства здравоохранения парламент утверждает перечень лекарственных средств, на которые будут выделены государственные субсидии в текущем году.
Существует два варианта субсидирования лекарственных средств. Первый вариант предполагает возмещение потребителю 50, 70, 90 или 100% розничной стоимости препарата, второй — установление фиксированной субсидии в зависимости от активных веществ, входящих в состав лекарственного средства. В целом, в последние годы пациент оплачивает в среднем только 25–30% стоимости препарата, а остальную часть субсидирует государство. До 1999 г. в компетенцию Национального фонда страхования здоровья входило проведение переговоров с производителями фармацевтической продукции для согласования ценовой политики. В 1999 г. эта практика временно была прекращена и сделана попытка обеспечить 90% субсидирование 400 препаратов, клиническая эффективность которых была доказана в ходе рандомизированных исследований.

В настоящее время в стране существуют экономические трудности, что затрудняет проведение мероприятий по субсидированию лекарственных средств. В связи с этим в июле 2000 г. было принято решение «заморозить» цены на лекарственные средства, а в июле текущего года началось реформирование всей системы государственного субсидирования. В марте возобновились переговоры между Национальным фондом страхования здоровья и фирмами — членами Международной ассоциации фармацевтических производителей и было достигнуто соглашение, касающееся вопросов ценообразования. 1 июля 2001 г. правительство Венгрии издало специальный декрет, разработанный на основе данного соглашения, который регулирует механизмы возмещения стоимости лекарственных средств и предусматривает, в частности, увеличение средств, предназначенных для полного или частичного возмещения потребителям стоимости препаратов.

С помощью этого декрета правительство Венгрии рассчитывает сдержать быстрый рост цен на лекарственные средства. По замыслу авторов декрета, рост цен не должен превышать темпы инфляции. Кроме того, жестко ограничивается деятельность фармацевтических компаний в области продвижения своих препаратов. Декрет предусматривает увеличение средств на полное или частичное возмещение стоимости препаратов с 1 июля текущего года на 6,3% (3,2% в течение 2001 г.). Действие декрета рассчитано на три года.

Несмотря на экономические проблемы, доля государственного бюджета Венгрии, предназначенная для возмещения стоимости лекарственных средств, в текущем году составит 147 млрд форинтов (515 млн долларов США), что на 8,9% больше, чем в 2000 г. По мнению экспертов, государство в состоянии будет в текущем году выделить на указанные цели дополнительно 30 млрд форинтов. В целом, фиксированное возмещение расходов предусмотрено для 1161 препарата-генерика. Национальный страховой фонд здоровья планирует выделить для этого 65 млрд форинтов.

В соответствии с существующим соглашением планируется также возмещение 50, 70, 90 и 100% розничной стоимости лекарственных средств. Национальный страховой фонд здоровья в текущем году удвоил количество препаратов, стоимость которых возмещается на 90 и 100%. На эти цели этот Фонд планирует израсходовать 56 млрд форинтов.

Согласно другому существующему предложению, государство может устанавливать верхний предел розничных цен на лекарственные средства. Кроме того, частичное возмещение стоимости препаратов, розничная цена которых превышает 3500 форинтов, может составить всего 620 форинтов, или 16% стоимости препарата. В настоящее время на венгерском фармацевтическом рынке насчитывается 800 препаратов, розничная цена которых превышает 3500 форинтов (около 12 долларов США).

Предпринимаются шаги, направленные на расширение списка препаратов, подлежащих фиксированному возмещению. Одновременно некоторые лекарственные средства отнесены к категории препаратов, для которых предусмотрен более низкий процент возмещения стоимости. Так, антибиотики переведены из категории 70% возмещения в категорию 50% возмещения, что, естественно, ведет к увеличению расходов на приобретение препарата со стороны пациента.

В целом, из общего числа рецептурных и безрецептурных препаратов (около 7500 наименований), представленных на фармацевтическом рынке Венгрии, возмещению подлежат 3750 лекарственных средств.

С точки зрения Национального фонда страхования здоровья предложенная схема ценообразования позволяет существенно расширить спектр новых препаратов, подлежащих субсидированию. Более того, расходы пациентов на приобретение лекарственных средств не будут превышать темпы инфляции.

Между тем, как заявило руководство Международной ассоциации фармацевтических производителей, предполагаемые изменения в системе возмещения части стоимости препаратов не коснутся новых лекарственных средств для лечения болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона, остеопороза, остеоартрита, а также антагонистов лейкотриенов, применяемых для лечения бронхиальной астмы, поскольку значительные субсидии на возмещение стоимости этих препаратов предоставляют высшие медицинские учебные заведения Венгрии. Фактически стоимость только 6 инновационных препаратов будет возмещена на 90 и 100%. Компании — члены Международной ассоциации фармацевтических производителей подали заявки на возмещение части стоимости 32 инновационных препаратов. Однако Национальный фонд страхования здоровья дополнительно к упомянутым 6 лекарственным средствам принял заявки на субсидирование только 12 препаратов, разместив их в 50 и 70% категориях возмещения стоимости.

В результате проведения запланированных мероприятий по увеличению возмещения стоимости препаратов в Венгрии будет резко ограничено проведение рекламных кампаний и промоционных мероприятий. Фактически Венгрия сегодня относится к тем странам Европы, где существуют наиболее жесткие ограничения на рекламу и мероприятия по продвижению препаратов. Кроме того, будут введены ограничения на вручение врачам подарков со стороны компаний, на вознаграждение, выплачиваемое врачам за участие в научных конференциях, а также запрещено врачам и фармацевтам участвовать в продвижении лекарственных средств.

По материалам журнала «Scrip»